Так называемое «самостийное» движение среди казачества принято рассматривать почти как государственное преступление. Так его рассматривали Колчак, Деникин и Врангель. Так его рассматривают Авксентьев, Керенский и Милюков.
Люди, которые торжественно заявили и заявляют, что они борются за свободу, когда речь идет не только о свободе нашей, великороссов, но и свободе всех остальных народов, входивших в состав бывшей Российской Империи, и в частности, и может быть в особенности, о свободе казачьей, не колеблясь ни на мгновение отрицают эту свободу и начинают вторить Николаю II-му: «С нами Бог! Покоряйтесь языци!»
Чем объяснить это вопиющее противоречие?
Я спрашиваю: почему москвич имеет право на управление своей родной страной, а донец или кубанец лишены этого права? Я спрашиваю: почему москвич, имея право на управление своею родною страной, посягает еще на управление Кубанью и Доном? И я спрашиваю: почему кубанец или донец обязаны умирать за Москву?
Мне скажут: нет донцов, нет кубанцев, нет терцев, есть только русские люди. Казаки — те же великороссы, но отселившиеся на окраины государства. Да, конечно, казаки такие же православные, говорящие на русском языке, русские люди, как и великороссы (не забудем, однако, что на Кубани есть не мало казаков — украинцев). Но ведь у казачества свой особый уклад, свои особые нравы, своя история, свои законы. Но ведь казачество не покушается на Москву и не отрекается от Москвы. Но ведь казачество желает одного,- чтобы мы, великороссы, не вмешивались в его, казачьи, дела и не насиловали его, казачьей, воли. Я не сомневаюсь, что независимые Дон, Терек, Кубань надут приемлемый, достойный и их и Москвы, и выгодный для нас всех способ сожительства с свободной Великороссией. Но способ этот должен быть утвержден не принудительно, не вооруженной рукой, а добровольным и добросовестным соглашением. Только людям, не уважающим свободы чужой, а значит неспособным завоевать свободы своей, могут мерещиться в таком соглашении признаки измены России. Неужели мы, великороссы, не можем даже и после величайшей из революций додуматься до чего-либо другого, кроме «Мымрецовского» «тащить и не пущать»?
Казаки были готовы грудью защитить родные станицы. На Дону, на Маныче, на Кубани легли тысячи и тысячи казаков в борьбе против коммунистической власти. Но Деникину слышался перезвон московских колоколов, и казаки пошли на Москву, и усеяли своими трупами путь до Орла, и вернулись в Новороссийск к «пароходным дымкам». Разумно ли поступил Деникин? Как знать, быть может кубанцы, терцы, донцы отстояли бы от коммунистов свои казачьи земли, если бы не поход на Москву. И быть может не было бы ныне горя казачьего, того тяжкого горя, которое ходит по белому свету, мыкаясь по Турции, Болгарии, германии, Сербии, Польше в то время, когда заливаются слезами родные станицы.
Принуждением не выстроится Россия. Пулеметами воедино не соберется. Когда в Москве падет коммунистическая, враждебная народу власть, когда в Москве не будет ни Лениных, ни Романовых, ни жандармов, ни чрезвычаек, ни генерал-губернаторов, ни комиссаров, когда в Москве будет мир и свобода,- независимое казачество само протянет руку Москве. И, протянув руку, положит первый камень государственному строительству новой «третьей» народной, крестьянской и казачьей России. А пока хозяйничают большевики, одна заветная мысль воодушевляет казачество: домой, в родные станицы, и долой коммунистов! И преступны не казаки, а те ослепленные люди, которые, не разумея этой праведной казачьей тяги к земле, продолжают в своей гордыне строить Россию по ветхозаветному образцу- своей, барской волей, а не народной.
РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ —
ПРОГРАММНЫЕ СТАТЬИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ [1921 год]
Оглавление
Счет (Статья В. В. Уляницкого)
Вопросы национальной политики (Статья В. В. Э.)
Национальность и личность (Статья В. В. Уляницкого)
По другому пути (Статья Д. М. Одинца)
Экономическая сторона русско-польского сближения (Статья П. О.)
Пути экономического сближения (Статья П. О.)
Польша и русский Париж (Статья Д. В. Философова)
Расчленители и объединители (Статья Д. М. Одинца)
Еще о самоопределении народов (Статья Б. В. Савинкова)
О казачестве (Статья Б. В. Савинкова)
Об Украине (Статья Б. В. Савинкова)
О Белоруссии (Статья Б. В. Савинкова)
О национальных задачах (Статья А. Омельянова)