В Белоруссии политические течения многочисленны и запутанны. Не белорусу разобраться в них трудно. Не белорусу трудно понять, почему яростно враждуют между собой представители белорусской интеллигенции. И эта политическая борьба, несомненно, не способствует отчетливой постановке белорусского вопроса.
Я сказал «белорусского вопроса». Для многих он существует. Для меня он не существует вовсе. Мне кажется, что белорусский вопрос есть только малая часть общего большого вопроса о народах, входивших в состав бывшей Российской Империи. Кто признает независимость Латвии, Эстонии, Грузии, Украины, тот должен неизбежно признать право на независимость и младшей ветви русского племени — народа белорусского. Третьего не дано. Или «гром победы раздавайся», и то либо иное, но непременно принудительное присоединение Латвии, Эстонии, Грузии, Украины и т.д. к России, или право самоопределения народов и признание независимости окраинных государств, а в том числе и Белоруссии.
Когда русские шовинисты возражают против независимости Украины, они ссылаются на мифические крепостные сооружения, имеющие быть возведенными воинствующими украинцами на рубеже Орловской губернии. Они ссылаются также на не менее мифического г. Маркотуна. Когда же они возражают против независимости Белоруссии, то они в виде аргумента приводят якобы отсутствие у белорусов национального языка: «Белорусский язык не язык, а наречие. Исковеркав русский прекрасный, могучий и свободный язык, вы получите белорусскую мову. Народ же, не имеющий национального языка, не может иметь претензий на самостоятельное государственное бытие». Этот аргумент не выдерживает критики. Донцы, Кубанцы и Терцы говорят, в огромном своем большинстве, по-русски. Однако, вряд ли кто-либо может ныне серьезно спорить об их праве на независимость. Сибиряки — коренные великороссы. Однако, Сибирь требует независимой от Москвы государственной жизни. Ясно, что и белорусы, языка которых, кстати сказать, не понимает москвич, имеют не менее прав на самоопределение, чем казачество или сибиряки.
Пора отучиться думать, что мы, великороссы,- соль земли и призваны по своему образцу устроить весь земной шар. Пора понять, что на другой день после свержения коммунистической власти, то, что называлось Российской Империей, окажется «расчлененным» на свои составные части. Пора посмотреть в глаза реальному факту: перед нами, великороссами, встанет задача: либо покорить силой оружия все непокорные нам народы, либо совместно с ними, в том числе с белорусами, общими усилиями и на равных правах, приступить к воссозданию и устроению Восточной Европы.
Белорусский народ не хуже нас понимает, что насущнейшие экономические и политические интересы связывают его с Москвой. Но белорусский народ желает сам распоряжаться судьбами своего государства, желает сам, добровольно, без чьего бы то ни было понуждения, заключить с нами союз, либо отвергнуть его; признать свою связь с Россией, либо отвергнуть ее. Это желание законно. Более того, это желание не противоречит ни идее Государственности Российской, ни правам народа великорусского. Российская Государственность не предполагает непременно формы единой и неделимой России, как не предполагает непременно формы и федерации. Российская Государственность может быть мыслима и как союз отделившихся от России независимых ныне народов, свободно объединенных в Восточно- Европейские Соединенные Штаты. Что же касается прав народа великорусского, то в права эти не входит угнетение соседей. Об этом, мне кажется, не приходится спорить. Оставим память об угнетении Николаю II и коммунистам, и будем думать не о насилии, а о справедливости и свободе.
Если в Москве усилиями великороссов установится прочный демократический, истинно народный, не посягающий ни на чьи права, государственный строй, то не может подлежать никакому сомнению, что независимые окраинные государства, и в том числе и Белоруссии, в своих собственных интересах, войдут в добровольное соглашение с Москвой. Если же мы вернемся к самодержавию Николая II-го или создадим у себя просвещенный абсолютизм по рецепту «Освага» или, наконец, не свергнем, а в результате борьбы укрепим азиатскую власть коммунистов, то независимые окраинные государства, и в том числе Белоруссия, естественно будут отстаивать с оружием в руках свое самостоятельное государственное бытие и на соглашения с Москвой не пойдут.
Будущее, в огромной степени, зависит от нас самих. Если мы, и не только старорежимные генералы, но и кадеты, и социалисты- революционеры, и социал- демократы, найдем в себе достаточную ясность государственного ума, достаточную любовь к свободе и достаточную чистоту демократических побуждений, чтобы отказаться от пыльного наследия веков и не посягать ни на чью народную волю,- Восток Европы воссоздастся и устроится вероятно вокруг Москвы. Если же мы пойдем по проторенной дорожке генерал- губернаторов, комиссаров и шовинистических резонеров, мы будем замкнуты в очерченный круг времен Иоанна Калиты, и возрождение Востока Европы протечет при нашем второстепенном участии. Будем справедливы: мы, великороссы, сделали в прошлом немало ошибок, мы продолжаем делать их и поныне. Эстонцу, латышу, белорусу, украинцу и т. д. не за что нас любить. Комиссары и генерал- губернаторы оставили кровавый и слезный след в каждом из этих некогда подневольных нам государств. Скажем раз навсегда: довольно слез и довольно крови. Да здравствует свобода каждого человека и право самоопределения народов. И, сказав так, найдем в себе силу и честность остаться верными своему великорусскому слову.
РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ —
ПРОГРАММНЫЕ СТАТЬИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ [1921 год]
Оглавление
Счет (Статья В. В. Уляницкого)
Вопросы национальной политики (Статья В. В. Э.)
Национальность и личность (Статья В. В. Уляницкого)
По другому пути (Статья Д. М. Одинца)
Экономическая сторона русско-польского сближения (Статья П. О.)
Пути экономического сближения (Статья П. О.)
Польша и русский Париж (Статья Д. В. Философова)
Расчленители и объединители (Статья Д. М. Одинца)
Еще о самоопределении народов (Статья Б. В. Савинкова)
О казачестве (Статья Б. В. Савинкова)
Об Украине (Статья Б. В. Савинкова)
О Белоруссии (Статья Б. В. Савинкова)
О национальных задачах (Статья А. Омельянова)