Понимаю, что все это будет выглядеть даже не как грызня пауков в банке. Но как человек, писавший и говоривший о том, что радикальная российская оппозиция сегодня возможна только за рубежом, и предлагавший ряд проектов для ее оформления, должен фиксировать происходящее.
Итак, на днях в Праге открывается I Конвент российских гражданских обществ в Европе, призванный собрать стихийно возникшие сообщества Free Russians в ряде стран. Что имеем?
Организатором мероприятия является Пражская группа (Пражский антивоенный комитет), но по составу его участников уже очевидно, что пройдет оно при поддержке участников из других стран. В частности, Милова, который представляет понятно кого.
В чем проблема? Их две.
- Пражский комитет, инициировав создание общечешской организации Free Russians (что еще ранее предлагал и я), не успев довести дело до конца, уже проводит международное мероприятие.
Не стоило ли поступить наоборот, зачем торопиться? А это становится понятно из следующего пункта.
- Международное мероприятие, то есть Конвент, в сжатые сроки проводится перед запланированным на август международным съездом Российского Комитета Действия в Вильнюсе под заявленную командой Форума Свободной России идею создания «русского Тайваня».
То есть, все встает на свои места — это делается чтобы торпедировать проект РКД, в свете чего вполне логично участие тут Милова и т.п. Что в общем-то особо не скрывается рядом организаторов этого мероприятия, прямо заявляющих, что вместо «вертикальной» модели сборки Free Russians («русских тайваньцев») они продвигают «горизонтальную» или сетевую.
Иначе говоря, никакая «коллективная российская Тихановская» нам не нужна, вместо этого мы будем… Будем что? Помогать украинским беженцам и бороться за присутствие БСБ на КиевПрайде? Первое похвально, про второе так не скажу, но штука в том, что ни для одного, ни для другого альтернативная российская субъектность на самом деле не нужна.
Поэтому налицо попытка торпедировать проект «русского Тайваня» именно как политический, переведя его в формат сугубо общественного. Делают это те, кто ополчились на Каспарова, провозгласившего необходимость такого проекта. Но надо признать и то, что получиться у них это может из-за нерасторопности его соратников, решивших, что провозгласив этот проект они могут начать почивать на лаврах и в летне-отпускном режиме готовить проведение своего съезда в августе вместо того, чтобы разворачивать активную организационную работу на местах, с конкретными сообществами.
В общем, приходится констатировать, что при таких саботаже одних и расслабленности других, вынашивание «русского Тайваня» может закончиться выкидышем. А следствием этого будет то, что немногочисленные русские радикалы окончательно покинут политическое пространство российской оппозиции и будут реализовывать свои проекты уже в пост-российском формате. Оставив либералов бороться против каспаровской диктатуры и дискриминации БСБ на гей-прайдах.
Тем более, что складывающаяся международная ситуация появлению этих новых проектов начинает благоприятствовать.